В начале 1921 года в БССР учреждается должность
уполномоченного Наркомфина РСФСР, который одновременно является народным
комиссаром финансов БССР. Его деятельность контролировали ЦИК БССР и Наркомфин
РСФСР. В декабре Совет народных комиссаров принял постановление об образовании
в системе Наркомфина Всебелорусской конторы Госбанка РСФСР. В этот период
начинается возрождение кредитной системы, разрушенной в годы военного
коммунизма. Взят курс на накопление золотого запаса. Местными органами
Наркомфина были окружные финансовые отделы, финансово-налоговые части райисполкомов и приписные
приходнорасходные кассы.
Весной
1921 года страна вынуждена принять новую экономическую политику (НЭП).
Продразверстка заменена продналогом. Излишки сельхозпродуктов разрешено
продавать на вольном рынке. Предприятия переводятся на хозрасчет и самоокупаемость.
В апреле 1922 года принят закон о
выпуске в обращение билетов Госбанка в купюрах 1, 3, 5 и 10 червонцев.
Червонец приравнивается к 7.74234 г чистого золота – весу трехрублевой царской
золотой монеты. Билеты обеспечиваются на 25% золотом, другими драгоценностями
и устойчивой иностранной валютой на 75%, легколиквидными товарами,
краткосрочными векселями и быстрореализуемыми обязательствами. Одновременно начинается
выпуск червонцев в золоте.
И все же стабилизация рубля не
состоялась. Банковские билеты выпускались в ограниченном количестве, и Наркомфин не допускал нарушения пропорций
обеспеченной эмиссии. Выдержка из интервью
заместителя наркомфина А.Любимова газете «Звезда» – органу Центрального бюро Коммунистической
партии (большевиков) БССР: «На 19
декабря 1923 года курс червонца – 20600 рублей. В Белоруссии существуют
параллельно две взаимодополняющие валюты – червонец и соврубль. Червонец завоевал
основное положение в денежном обращении, он является мерилом (расценка товаров,
законным платежным средством). Наша задача – сохранить устойчивость червонца
и завершить денежную реформу, т.е. заменить падающие совзнаки твердой
валютой».
Из уездов и волостей в Наркомфин,
Совнарком поступают многочисленные просьбы выдавать зарплату рабочим в червонцах,
так как совзнаки «ежедневно теряют свой вес». Первый бюджет БССР принят в 1921 году.
Переход к НЭПу означал необходимость укрепления финансов, создания
эффективной налоговой системы, введения денежных налогов. Одним из первых
введен промысловый налог, которым облагались торговля и промыслы в
зависимости от объема оборотов и применения наемно го труда. Затем –
общегражданский налог, взимаемый с трудоспособного населения. Первоначально
в городах налогов было пять. К концу года – 22. В сельской местности
разрешалось ввести 13 налогов.
Несмотря на поэтапное расширение
налоговой системы, мобилизовать в бюджет необходимые денежные ресурсы не удалось. Первый бюджет БССР был исполнен
с дефицитом, 92% его расходов покрывалось эмиссией. В
1922 году вводятся новые налоги: подворный, подушный, общегражданский…
Сбором их занимаются три наркомата: Наркомпрод - натуральным, Наркомфин – денежным, Наркомтруд – трудгужналогом.
Можно только представить штат налогосборщиков и состояние безграмотных крестьян,
которые не знали твердых размеров всех налогов...
Народный комиссариат финансов
неоднократно предлагает Совнаркому объединить деревенские налоги и определить
форму их взимания. В результате в 1923 г.
вводится единый сельскохозяйственный налог. По словам зам.наркомфина А.
Любимова «для приемки его натуральной части открыто 9 заготконтор и 10
подсобных пунктов. Минский уезд обязан вносить 25% деньгами, 15 – натурой,
Борисовский 20 на 20».
В 1922
г. образован СССР, бюджет БССР вошел в состав единого государства. В
дальнейшем его развитие в значительной степени определялось законодательными
актами центрального правительства. В декабре состоялся IV Всебелорусский
съезд Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Помимо
общественно-политических
обсуждались «финансовые вопросы,
финансовая политика, отчет Наркомфина за 1922 г., бюджет на 1923 г.».
Накануне съезда председатель ЦИК и Совнаркома А. Червяков сообщил в
газете «Звезда»: «…доходная часть не
покрывает всех расходов, которые пред полагается сделать. Остается дефицит,
который придется взыскивать…». В своем докладе на съезде А. Червяков уточняет:
«Как поступает, когда не хватает средств,
Советская Россия? Она печатает бумажные деньги и выпускает их. У нас печатного
станка нет… Единственный способ, который у нас имеется, это опять сократить
наши расходы, не сокращая наших доходов. То есть, можем ли мы отказаться от
твердой налоговой политики? Не можем, а наоборот, придется ее усилить,
налоговый винт очевидно придется повернуть еще сильнее». Слова не
расходились с делами. Финансовым органам дается указание «усилить обложение
новой буржуазии и тех буржуазных и мелкобуржуазных профессий и промыслов,
которые возрождаются при НЭП».
Почти ежедневно налоговое
управление Наркомфина проводит распродажу имущества злостных неплательщиков.
Наркомфин издает приказ по установлению особого патентного сбора за продажу
вин и пива и за право торговли табачными изделиями. Территория БССР делится
на пять торговых поясов. С заведений, торгующих наливками и настойками, в
Минске взимается ежемесячно 1500 рублей, в Бобруйске – 1000, Борисове, Слуцке, Мозыре – 750 рублей.
За торговлю без патентов – штраф или закрытие заведений.
Устанавливается особый сбор для
ликвидации безграмотности. Вводятся золотой выигрышный заем на сумму 110 млн.
рублей, 10% заработной платы выдается облигациями, налог для лиц, получающих
высокую зарплату.
С июля
1919 года комиссариатом руководил Леонид Моисеевич Шагаль. В январе 1922 года Наркомфин возглавил Станислав
Яковлевич Талунтис. До назначения на эту должность он работал заместителем
наркома. Станислав Талунтис родился в Витебске, литовец по национальности.
Ранее работал в Подольске в известной компании «Зингер» главным бухгалтером,
заведующим казначейством, служил рядовым в армии. В период его руководства
Наркоматом практиковались открытые публикации о деятельности финансового
ведомства в форме ежегодных отчетов. В них также характеризовалась и деятельность
специалистов финорганов, главная задача которых – пополнение госказны.
В 1922-1923
годах 84% общей суммы поступившего налога уплатили предприниматели, а
государственные предприятия – лишь 13%. По инициативе Талунтиса был введен
подоходно-имущественный
налог, который позволил дифференцировать платежи и тем самым эффективнее использовать
метод госрегулирования доходов и накоплений. В 1922
году в системе Наркомфина работало 596 человек, из них только 90 квалифицированных
специалистов. В самом комиссариате трудилось 304, хотя согласно штатному
расписанию требовалось 343 работника. Уволено за преступления 14, по сокращению
штатов – 63, «по чистке кадров» – 90. До рокового 37-го года было еще далеко, но классовая
борьба уже набирала обороты.
В феврале
1923 г. по итогам работы Комиссии ЦИК по борьбе с взяточничеством
уволено 44 сотрудника Наркомфина. В основном технические работники, бухгалтеры,
счетоводы, сборщики налогов, кассиры. Правда, через месяц приказом № 66 семь
пострадавших восстановлены в своих должностях.
Руководство Наркомфина и без
указаний «сверху» уделяло пристальное внимание дисциплине кадров. Наркомат
финансов выполнял в основном карательные функции. И тем не менее, его
руководство, кадры на местах подвергались резкой критике на съездах,
совещаниях, в печати. Для примера сошлемся на за метку «Надо быть
сообразительными», напечатанную в «Звезде»: «Городскому
населению приходится получать всякого рода бланки для заполнения всевозможных
анкет для уплаты различных налогов. Создаются тысячные очереди. Этим делом
смогла бы превосходнейшим образом заняться милиция или другое учреждение. Все
работники Наркомфина только и делают, что выдают бланки и берут по два
миллиона. Нужно принять меры, чтобы ликвидировать очереди…».
В связи с утверждением
Положения о Наркомфине БССР и в соответствии со ст. 50, 55, 67 и 68 Конституции СССР Президиум
ЦИК БССР постановил 30 ноября 1924 г. ликвидировать
Управление уполномоченного Наркомата финансов РСФСР. Положением введена новая
структура Наркомфина в составе управлений: общего, бюджетного, налогового,
госдоходов, местных финансов и финансовоконтрольного, валютного отдела и финансово экономического бюро. 26 марта 1924 г. наркомом финансов назначен Сергей
Бенедиктович Карп.
Материалы взяты из рубрики “История финансовой системы Беларуси» на сайте Министерства финансов Республики Беларусь
Комментариев нет:
Отправить комментарий