1924-1927

В период 1924-1930 гг. Наркомат финансов возглавляли Сергей Карп, Фадей Бровкович, Иван Василевич, Василий Микулич. Какой след оставили они в истории Беларуси?
Сергей КАРП родился в местечке Островец Виленской губернии (сейчас Гродненская обл.). Образование среднее. Пост наркома финансов занял в марте 1924 года, когда НЭП стал приносить первые положительные результаты. Достигнута финансовая стабильность, советский червонец превратился в одну из самых твердых валют в мире. До назначения на эту должность Сергей Бенедиктович работал в Бобруйском и Минском исполкомах, Наркомфине. По мнению финансовых аналитиков, сыграл заметную роль в формировании бюджетов, развитии вексельного обращения, нормализации твердой валюты.
При Карпе республиканский бюджет стал бездефицитным. Кстати, нарком пытался наладить выпуск постоянного печатного органа, посвященного финансовым проблемам. При нем было выпущено два номера «Финансового бюллетеня». После Наркомфина Сергей Карп возглавлял Госплан и ВСНХ БССР. Погиб в 1929 году.
В июле 1925 года ЦИК БССР утвердил в должности наркома финансов Фадея БРОВКОВИЧА. Родился в Оршанском округе, закончил Копыльское городское четырехклассное училище. Участник Первой мировой войны. Работал военкомом, членом ревкома, ответственным секретарем укома в Климовичах, членом президиума Могилевского укома, начальником налогового управления НКФ, заместителем наркома. В комиссариате финансов Фадей Алексеевич проработал лишь год, в том числе шесть месяцев наркомом. По инициативе Бровковича Наркомфин начинает переход на годовое исчисление промыслового (патентного и уравнительного сборов), а также подоходного налога.
С 1925 года начинается активное «претворение в жизнь ленинской национальной политики». На руководящие должности партия и правительство стали назначать в республике только национальные кадры. Повсеместно началась белоруссизация органов управления, организаций и учреждений. Правда, строгие директивы вовсе не ограничивали права русских, евреев, поляков, татар… У них были свои школы, театры, культовые учреждения. И все же в результате такой политики следующими наркомами и министрами финансов стали белорусы.
Иван ВАСИЛЕВИЧ родился в Виленской губернии. Получил двухклассное образование. Работал в сельском хозяйстве. После вступления в ВКП(б) его назначили заместителем председателя Особой продовольственной комиссии по снабжению Западного фронта, а затем – заместителем наркомпрода Литвы и Белоруссии, позже – членом коллегии Наркомпрода Украины. В 1924 году партия доверила Ивану Антоновичу пост наркома внутренних органов БССР, а в конце 1925 года – пост наркома финансов.
Интересна биография и Василия МИКУЛИЧА – уроженца Борисовского уезда. Закончил четырехклассное училище, учился в Плановой академии. Работал в лесничестве сторожем, приказчиком, письмоводителем, занимал ответственные должности в Борисовском и Мозырском окрисполкомах. С апреля 1926 г. – заместитель наркома, с ноября 1927 г. – нарком финансов БССР. Местными органами Наркомфина были окружные финансовые отделы, финансово-налоговые части райисполкомов и приписные приходно-расходные кассы.
В этот период приняты Положение о местных финансах и Положение о бюджетных правах СССР и союзных республик, которые подчеркивали необходимость бездефицитного сбалансирования бюджетов республик и местных Советов. Однако выполнить это требование за счет собственных доходов не представлялось возможным, поскольку в результате налоговой реформы сузился круг источников доходов. БССР нуждалась в дотациях союзного бюджета. В 1928-1929 гг. они составили 14,5% всех доходов. Собственная доходная база была настолько слабой, что большая доля их расходов покрывалась за счет общегосударственных доходов.
Если в 1926-1927 гг. доля собственных доходов бюджета составляла 36,8% к общему объему доходов, то в 1929-1930 гг. – только 19,3%. С одной стороны, руководители главного финансового ведомства БССР стояли у истоков теоретического обоснования бюджетной политики при переходе к командно-административным методам управления экономикой, с другой стороны, как практики, понимали проблематичность финансового обеспечения взятого курса на форсированную индустриализацию и массовую коллективизацию сельского хозяйства.
В середине – конце 20-х годов поднимались многие вопросы, которые сохраняют актуальность и сегодня. Речь, в частности, идет о прозрачности бюджета, его реальности и обоснованности, эффективности использования государственных средств.
В 1925 году состоялось всесоюзное финансовое совещание. От Белоруссии в нем участвовало 18 делегатов. Тезисы докладов «Задачи ФКУ и пути его деятельности», «Задачи бухгалтерии и ее взаимоотношения с контролем», «О контроле местных финансов», «Об участии финансового контроля в бюджетной работе», «Объем ревизионной работы финконтроля» и другие были высланы для обсуждения в наркомфины союзных республик. Кстати, финансовым контрольным управлением НКФ СССР руководил Арон Вайнштейн – бывший первый белорусский нарком финансов. Решения совещания легли в основу реорганизации контрольно-ревизионной системы. Специалисты на местах получили соответствующие инструкции, методические советы, благодаря чему удавалось избегать грубых ошибок в работе.
В 1927 году финансово-контрольное управление возглавил МАТУС. Из сохранившихся архивных материалов можно сделать вывод, что он лично отвечал за подбор, расстановку и воспитание кадров ревизоров.
В середине 20-х годов начинается и реорганизация налоговой службы. В основу ее построения были положены следующие принципы:
1) ликвидация организационных промежуточных инспекций отделов;
2) создание групповой системы управления (23 человека).
Руководителям групп «предоставлялось право самостоятельно и окончательно решать вопросы операционной работы». В Наркомфине было создано девять таких групп, в том числе по промысловому, подоходному, сельскохозяйственному, местному и другим видам налогов.
Налоги взимались методом кнута и пряника. Например, для поощрения жилищного строительства застройщики и их правопреемники пользовались налоговыми льготами. Льготы были предоставлены и 13 тысячам беднейших хозяйств, они полностью или частично освобождались от уплаты сельхозналога. К слову, окружные и районные финансовые отделы ежегодно рассматривали более 100 тысяч жалоб на неправильный учет и взимание сельскохозяйственного налога. 72-75% заявителей получили удовлетворительные решения.
В 1927 году к БССР присоединили Гомельскую губернию. В январе вышел приказ Наркомфина об образовании Гомельского и Речицкого окружных финансовых отделов со штатами соответственно 151 и 72 работника. Гомельское окрфо возглавил Элькин, Речицкое – Лурье.
Финансовые органы республики задыхались от нехватки грамотных специалистов. Поэтому Наркомфин организовал шестимесячные курсы. На каждом потоке занималось 75 человек, имеющих «некоторый практический опыт работы, однако нуждающихся в теоретической подготовке». В Ленинграде работали высшие десятимесячные финансовокономические курсы. Их называли финансовой академией. Естественно, многие стремились учиться там, но квота для Белоруссии была ограничена – всего 10 человек – членов ВКП(б).
Будущие слушатели давали подписку следующего содержания: «Я…, даю настоящую подписку НКФ БССР в том, что содержание циркуляра НКФ СССР № 337 мне известно и что я обязуюсь по окончании Высших финансовых курсов проработать в финансовых или страховых органах не менее трех лет».
В начале 30 годов XX века в экономике БССР, как и СССР, завершился процесс формирования командно-административной системы. Форсировались индустриализация и коллективизация, обострялась классовая борьба, шли разоблачения «врагов народа». Все это сказалось на деятельности Наркомата финансов и его структур.

Материалы взяты из рубрики “История финансовой системы Беларуси» на сайте Министерства финансов Республики Беларусь  

Комментариев нет:

Отправить комментарий