1997-2008

В июле 1997 года Министерство финансов возглавил Н.П. Корбут. Николай Петрович работал на этом высоком посту 11 лет. Николай Кобут закончил Минский финансово-экономический техникум, Белорусский государственный институт народного хозяйства. Работал экономистом Любанского райфинотдела, зам. начальника, начальником отдела финансового управления Минского облисполкома, заместителем министра финансов – начальником управления финансирования непроизводственной сферы и социальной защиты населения, заместителем председателя Контрольной палаты Республики Беларусь, первым заместителем председателя Правления Национального банка.
1997–1998 годы. В это время активно пополняется доходная часть республиканского, областных и местных бюджетов. За счет этих ресурсов полностью профинансированы расходы. Республиканский бюджет уже за три квартала 1998 года исполнен с превышением запланированных доходов. Все происходило благодаря превышению прогнозных показателей поступлений по основным источникам: НДС, акцизам, налогу на прибыль и доходы, доходам от внешней торговли и внешнеэкономических операций.
Совершенствуется законодательство, направленное на укрепление бюджетной системы. Приняты в новых редакциях законы «Об акцизах», «О налоге на добавленную стоимость», «О подоходном налоге с физических лиц», что позволило обеспечить стабильность поступления налоговых платежей. Республика перешла на применение косвенных на- логов в торговле с другими государствами – участниками СНГ по принципу страны назначения. Это дало значительный экономический эффект как для бюджета Беларуси, так и для отечественных предприятий.
В 2001–2005 гг. унифицируется налоговое законодательство Беларуси в рамках Союзного государства. Развивается система органов государственного казначейства, что позволило аккумулировать на счетах казначейства средства республиканского бюджета, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, фонда социальной защиты населения, обеспечить оперативное финансирование государственных программ и установить контроль за рациональным и целевым использованием государственных средств. Механизм сбора доходов республиканского бюджета, который действует в нашей стране, признан одним из наиболее эффективных в СНГ, и был использован в качестве базовой модели в Российской Федерации.
Разработан и реализован новый порядок зачисления платежей в республиканский бюджет, позволяющий закрыть многочисленные счета в банках органов взыскания и централизовать на едином счете в Национальном банке доходы республиканского бюджета. Это обеспечивает прозрачность поступления платежей на счета казначейства, их ежедневный учет и получение отчетности по видам платежей и по каждому налогоплательщику. Под непосредственным руководством Николая Петровича Корбута создана принципиально новая система исполнения расходной части бюджета.
Поэтапно осуществлен переход на оплату бюджетных обязательств распорядителей средств республиканского бюджета со счетов органов государственного казначейства непосредственно в адрес поставщиков товаров, работ и услуг, что стало возможным с созданием территориальных органов казначейства. С 1998 года на казначейское исполнение переведены пять государственных целевых бюджетных фондов, с 1 апреля 2004 года – фонд социальной защиты населения, с 1 января 2005 года – инновационные фонды 29 республиканских органов государственного управления, инновационные фонды местных органов управления.
С 2001 года казначейство исполняет бюджет Союзного государства (25 смет). В 2000 году местные бюджеты переводятся на казначейское исполнение. Сметы 1770 организаций областного и 425 городского (районного) подчинения охвачены казначейскими операциями, что составляет 46% общей суммы расходов местных бюджетов. В 2005 году произведена оплата по 80 тыс. договорам, заключенным этими организациями. С 1 января 2006 года все местные бюджеты (городские, районные, сельские и поселковые) исполняются через систему органов государственного казначейства (свыше 10 тыс. смет бюджетных организаций). Территориальными органами казначейства исполняются свыше двух тысяч смет бюджетных учреждений, финансируемых из республиканского бюджета, или около 80% расходов бюджета, под- лежащих исполнению территориальными органами.
В результате предварительного контроля обоснованности заявляемых к оплате документов предотвращено необоснованное и нецелевое использование бюджетных средств. Главное государственное казначейство в эти годы возглавлял Андрей Михайлович Харковец. 24 сентября 2001 г. издан Указ Президента «О совершенствовании системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь» № 516. В соответствии с Указом в Минфине создается девять департаментов с приданием им соответствующих функций. 12 февраля 2004 г. издан Указ Президента «О некоторых мерах по оптимизации системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, структуры и численности работни- ков государственных органов, других государственных организаций» № 66. На основании этого Указа департаменты преобразованы в главные управления.
Для совершенствования и оптимизации структуры территориальных финансовых органов в 2004 г. создаются главные управления Минфина по областям и г. Минску, объединившие казначейство, КРУ и страхнадзор. Их общие задачи и цели – блюсти финансовые интересы государства.
В последние годы наиболее развитым и эффективно функционирующим сегментом фондового рынка страны стал рынок государственных ценных бумаг. Объемы эмиссии правительственных облигаций стабильно наращиваются. По итогам 2005 года привлечение средств в качестве источника финансирования дефицита республиканского бюджета составило 1827,8 млрд. руб. При этом расходы по их обслуживанию максимально минимизированы, в структуре расходной части они заняли лишь около 0,8%, что значительно ниже нормативов, определенных для стран ЕС. Снижается доходность выпускаемых государственных ценных бумаг (с 17% годовых в январе 2005 года до 10,2% годовых в декабре этого же года) при сохранении ее положительной реальной величины. А это свидетельствует об экономически обоснованном направлении развития государственных заимствований.
Своевременное погашение правительственных долговых обязательств создает положительный имидж нашего государства на международной арене. В результате увеличиваются инвестиции нерезидентов в государственные ценные бумаги Республики Беларусь. Разработан ряд нормативных правовых документов по регулированию в стране страховой деятельности, введению отдельных видов обязательного страхования, позволивших систематизировать основные направления деятельности страховых организаций, приблизить их работу к европейским стандартам, усилить функции органов государственного управления по надзору за страховой деятельностью.
Министерству финансов переданы функции по государственному регулированию аудиторской деятельности. Данная сфера выведена на качественно новый уровень, обеспечивающий защиту интересов субъектов хозяйствования и инвесторов, государственных органов, собственников имущества. Этому способствовало принятие Закона «Об аудиторской деятельности» в новой редакции, Указа Президента Республики Беларусь от 12.02.2004 г. № 67 «О совершенствовании государственного регулирования аудиторской деятельности», ряда по- становлений правительства и нормативных актов Минфина.
В 2001–2005 гг. аудиторы выявили несвоевременное поступление платежей в бюджет от субъектов хозяйствования на сумму более 91 млрд. руб. В июне 2002 года в стране принят Закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». Выполнены задания по объемам пополнения Госфонда драгоценных металлов и драгоценных камней.
Наша республика одной из первых вошла в перечень стран, где реализуются Схемы сертификации Кимберлийского процесса с целью пресечения незаконных оборотов драгоценных камней на ее территории. По результатам работы обзорной Международной миссии (под эгидой ООН) в декабре 2005 года Беларусь признана страной, строго выполняющей требования ООН по данному вопросу. В 2002 году вступили в силу изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности». Это позволило приблизить национальные стандарты к международной системе бухгалтерского учета, повысить полезность национальной отчетности для белорусских и иностранных инвесторов.
Необходимость дальнейшего реформирования национальной системы бухгалтерского учета и отчетности и приведения ее в соответствие с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) потребовала введения новых специальных норм законодательства по бухгалтерскому учету и отчетности. Разработан и введен Типовой план счетов бухгалтерского учета. В нем установлены требования к ведению бухгалтерского учета в организациях всех форм собственности и видов деятельности. Это позволяет привести национальную систему бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики, а также принципами Между- народных стандартов финансовой отчетности.
Утверждена Концепция государственной социально-экономической политики Республики Беларусь в области разработки и производства защищенных бумаг и специальных материалов, а также разработан ряд основополагающих законодательных актов, определяющих круг правоотношений в данной области.
Николай Корбут, финорганы под его руководством принимали активное участие в реализации Государственной научно-технической программы «Технологии защиты и средства идентификации ценных бумаг, документов и продукции». Разработаны новые технологии производства средств защиты ценных бумаг и документов, освоен выпуск новых видов бумаги для документов, защитной краски, приборов контроля. В стране создана и действует эффективная отрасль по разработке, производству защищенных бумаг и специальных материалов. В их числе паспорт гражданина Республики Беларусь, акцизные марки, облигации, векселя, контрольные знаки, трудовые книжки, лицензии, различные дипломы, свидетельства, удостоверения и другая продукция. Более 90% бумаги для документов и более 75% иных специальных материалов, которые используются для защиты от подделки при изготовлении бланков строгой отчетности, изготавливают на предприятиях, подчиненных Минфину. Создано производство билетов мгновенных лотерей со стирающимся покрытием.
На основании правовой базы формируется и исполняется бюджет Союзного государства. Успешно финансируются такие программы обустройства его внешней границы, как развитие таможенной инфраструктуры пограничных пунктов таможенного оформления. Осуществляется совместная деятельность по преодолению последствий чернобыльской катастрофы, по другим важнейшим направлениям.
С 5 ноября 2001 г. Беларусь объявила свой рубль ограниченно конвертируемой валютой. В настоящее время разработан и готовится к внесению в парламент Республики Беларусь проект Особенной части Налогового кодекса. Это масштабный законодательный акт, который завершит работу по систематизации и совершенствованию отечественного налогового законодательства. 

Материалы взяты из рубрики “История финансовой системы Беларуси» на сайте Министерства финансов Республики Беларусь  

Комментариев нет:

Отправить комментарий