1961-1990

1961-й год. Деноминация советского рубля. Из денежных знаков убирается ноль. Червонец – десять рублей – становится рублем, 20 копеек – двумя копейками. Финансовым органам приходится срочно перерассчитывать суммы налогов, менять инструкции по начислению зарплаты.
1965-й год. Экономическая реформа. Изменяются система распределения денежных накоплений, формы и методы аккумуляции их в бюджет, взаимоотношений предприятий. В результате повышается роль прибыли как важнейшего критерия деятельности предприятия и главного источника расширения производства. Происходит реструктуризация в доходах бюджета: доля налога с оборота снижается, а платежи из бюджета увеличиваются. Затраты на капитальные вложения и прирост оборотных средств осуществляются, в первую очередь, за счет собственных финансовых ресурсов субъектов хозяйствования, а в недостающей части используется банковский кредит. Бюджетные ассигнования направляются лишь на развитие особо важных объектов и мероприятий.
В 1970-х годах внедряются принципы хозрасчета и самоокупаемости. Совершенствуются финансовые отношения, вводится нормативный метод распределения прибыли. Министерства и ведомства заинтересованы в росте денежных накоплений, повышается их ответственность за выполнение своих обязательств перед бюджетом.
В начале 1984 года проводится широкомасштабный экономический эксперимент: вместо нормативов отчислений в распоряжение субъектов хозяйствования применяются нормативы отчисления от прибыли в бюджет. В течение тридцати лет по-прежнему основными источниками доходов бюджета являются налог с оборота и платежи из прибыли.
В 80-е годы повышаются цены на ряд товаров народного потребления, что увеличивает поступление налога с оборота. Бюджетный дефицит, то есть превышение расходов над доходами – стал характерным для экономики СССР, где бездефицитность всегда была символом хозяйственного развития страны. Механизм ее формирования носил декларативный характер. О бюджетном дефиците говорилось как о явлении, не присущем социалистической системе хозяйствования. В этот период относительно стабильное положение госбюджета обеспечивается неоправданным изъятиям части прибыли предприятий и организаций в виде ее свободного остатка; поступлениями от реализации вино-водочных изделий; снижением удельного веса расходов на социально-культурную сферу, другими факторами. Эта проблема стала предметом обсуждения лишь в конце 80-х. Дефицит начали утверждать законом о государственном бюджете. Горбачевская перестройка, конечно же, отразилась на судьбе бюджета БССР. В него зачисляются ресурсные платежи предприятий (независимо от подчиненности), расположенных на территории республики. Ему передается ряд доходов общесоюзного значения. Основным регулирующим налогом выступает налог с оборота.
С 1990 года БССР переходит на полное самофинансирование своих расходов. Укрепляются местные бюджеты, им передается часть прибыли (дохода) предприятий союзного подчинения. Как утверждался республиканский бюджет? По воспоминаниям ветеранов Минфин составлял его проект, который детально обсуждался в правительстве. Затем делегация финансистов представляла документ союзному министерству. Борьба шла за каждую статью расходов и доходов. Скажем, москвичи утверждали, что на такое-то мероприятие запланировано много средств, наши специалисты убеждали их в обратном, доказывали, аргументировали свои предложения. Потом проект изучал один из руководителей Минфина СССР и принимал решение. Если белорусская делегация не соглашалась с ним, тогда дебаты переносились на заседание планово-бюджетной комиссии Верховного Совета СССР.
Бюджет – главный финансовый документ в ранге закона. Грамотно составить и защитить его – неимоверно сложное дело, требующее от его создателей знаний и опыта. В декабре 1964 года Указом Президиума Верховного Совета БССР были объединены областные (промышленные и сельские) Советы депутатов трудящихся. Минфин издал приказ «Об утверждении штатных расписаний областных объединенных финансовых отделов». Заведующие отделами обязывались трудоустроить «высвободившихся работников, а с недоустроенными произвести расчет не позднее 31 декабря 1964 г.». С 1964 г. и до развала СССР штаты работников местных финорганов не изменялись. К примеру, в Витебском облфо работало 80 человек, Брестском – 76, Барановичском горфо – 26, в райфинотделах – 1315. А зарплату все получали согласно нормативам 1961 года. В том числе и сотрудники министерства. Оклад министра – 430 рублей, заместите лей – 330, начальника бюджетного управления – 300 рублей (190 – должностной оклад, 110 – персональная надбавка).
Болеслав Шатило, став в 1965 году министром, не мог влиять на доходы сотрудников, повышать им зарплату, премиальные. Каждый начисленный рубль требовал уточнения в Москве. Тем не менее, архивные данные свидетельствуют: ежеквартально он издавал приказы о поощрении финансовых работников по итогам исполнения бюджета, социалистического соревнования, проведения денежно-вещевой лотереи… Во Всесоюзном соцсоревновании Минфин БССР ежегодно выходил победителем. Ему вручалось переходящее Красное знамя и денежная премия в размере 5000 рублей. 60 процентов из этой суммы направлялось на поощрение работников, а 40 – на развитие соцкультбыта. Способные сотрудники, как правило, долго не засиживались на своих местах, поднимались по карьерной лестнице.
Успешное выполнение бюджета обеспечивало своевременное и полное финансирование республиканского народнохозяйственного плана. За счет сверхплановых поступлений строились школы, лечебные учреждения, клубы, открывались новые музеи и библиотеки, прокладывались дороги. Коллектив Минфина приложил немало усилий для поиска средств на капитальное строительство сельских дорог, госпиталя для инвалидов Великой Отечественной войны, семейных домов отдыха, пансионатов для престарелых… Возведение метрополитена в Минске частично финансировалось из республиканского бюджета. Это итог плодотворной работы аппарата министерства, финорганов на местах. В каждом коллективе работали увлеченные, преданные свой нелегкой профессии люди – Харлампий Хрищенович, Леонид Кондратьев, Павел Зайцев, Аркадий Чубрик, Михаил Соболь, Полина Вашкевич, Никанор Максимов, Диана Литвишко, полный кавалер ордена Славы Василий Кротов

Материалы взяты из рубрики “История финансовой системы Беларуси» на сайте Министерства финансов Республики Беларусь  

Комментариев нет:

Отправить комментарий