1991-1997

90-е годы прошлого столетия... Крах горбачевской перестройки. Павловская денежная реформа. Шоковая терапия. Беловежские соглашения. Декларация о суверенитете Беларуси. Знаменитые «зайчики» и пустые полки магазинов. Зарождение рыночных экономических отношений. Выборы первого Президента Республики Беларусь… Очевидцы этих исторических преобразований - экс-министры финансов Степан Янчук и Павел Дик.
Степан Петрович ЯНЧУК родился на Кобринщине в многодетной крестьянской семье, где кроме него было пять братьев и четыре сестры. В 1961 году закончил Минский финансово-экономический техникум. Работал инспектором по бюджету Каменецкого райфинотдела. В 1973 году утвержден контролером-ревизором КРУ Минфина по Брестской области. Возглавлял коллективы финансовых отделов Пинского горисполкома и Брестского облисполкома. С июня 1981 года – заместитель министра финансов, с февраля 1987 – первый заместитель министра. В июле 1990 года назначен министром. В 1994 году ушел в отставку. Почти десять лет работал главой представительства АСБ «Беларусбанк» в Варшаве.
После распада СССР у экономики Беларуси был сильный запас прочности, создававшийся десятилетиями. Даже в период, когда рвались экономические связи с бывшими социалистическими республиками, все отечественные бюджетообразующие предприятия работали. По сравнению с соседними государствами был самый низкий процент безработицы. В Беларуси функционировала достаточно эффективная финансовая система, которая смогла поддержать не только убыточные заводы, но и сельское хозяйство.
Налоговое законодательство СССР никак нельзя было применять в суверенном государстве, особенно налог с оборота. Поэтому ввели налог на добавленную стоимость, что позволило в какой-то мере обеспечивать доходную часть республиканского бюджета. Если говорить о дефиците бюджета, то его динамика была невысокой – 2-3%. В соседних странах – 10%.
Первый самостоятельный бюджет республики был составлен на 1991 год еще до признания ее суверенитета. Бюджет был утвержден 21 декабря 1990 года Верховным Советом БССР как Закон. Он включал объемы по доходам, расходам и примерные размеры бюджетного дефицита, источники его покрытия, нормативы отчислений в союзный бюджет, бюджеты областей и г. Минска. Кроме того, был введен целевой чрезвычайный налог для ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, плановая сумма которого составила 932 млн. руб. Для поддержания уровня жизни населения в условиях развития рыночных преобразований в бюджете предусматривались расходы на индексацию их доходов. Принимая во внимание возможность негативных последствий преобразований на развитие отраслей народного хозяйства других непредвиденных событий, в бюджете были заложены резервные фонды: стабилизационный, Совета Министров, исполкомов местных Советов.
Коренные изменения происходят в 1992 году. Связаны они с принятием Верховным Советом БССР Декларации о государственном суверенитете и ряда законодательных актов, регламентирующих бюджетный процесс. Это законы о бюджетной системе, местном самоуправлении, налогах и сборах и ряд других.
В 1992 году ставилась задача достижения максимальной сбалансированности бюджета, финансового оздоровления экономики, ее структурной перестройки и эффективного функционирования, поиска условий для развития предпринимательства, стабилизации денежного обращения. Создание собственного налогового законодательства давало гарантии независимости республики как суверенного государства в формировании собственных доходов и защиту ее экономических интересов.
Предусматривалась отмена налога с оборота, ориентированного на применение фиксированных розничных и оптовых цен и их госрегулирование. Действие налога с оборота распространялось только на товары народного потребления, а НДС охватывал и продукцию производственно-технического назначения, а также различные услуги. Акцизы по 14 группам наименований товаров взимались по дифференцированным ставкам, самая высокая устанавливалась на ликероводочные изделия – 88%.
Элементом рыночных отношений стал налог на недвижимость для юридических и физических лиц. В это время отменяется налог на холостяков, малосемейных и одиноких граждан. В отличие от прошлых лет бюджетные ассигнования на капитальные вложения определялись под конкретные объекты, финансирование которых не представлялось возможным осуществить за счет собственных средств и кредитов банка.
В связи с либерализацией оптовых цен и установлением фиксированных розничных цен и тарифов на отдельные социально значимые товары и услуги в бюджете сокращалась дотация на покрытие убытков некоторых предприятий и организаций.
Таким образом, в 1992 году было положено начало формированию национальной бюджетной политики. Этот год стал судьбоносным и для белорусской национальной валюты. 25 мая в обращение были введены расчетные билеты Нацбанка – знаменитые «зайчики». Это был ответный шаг на действия России, ограничившей поступление в страны бывшего СССР наличных и безналичных денег.
Формирование белорусской валюты проходило непросто. В середине 1993 года Правительство России приняло решение ввести свою валюту, убрав советские деньги из обращения на своей территории. Беларусь также была вынуждена отказаться от советских рублей. Правительство долго не хотело придавать расчетному билету статус национальной валюты, надеясь на особые условия во вновь созданной рублевой зоне.
К концу 1993 года был даже подготовлен проект соглашения Нацбанка РБ и Центробанка РФ об объединении денежных систем двух стран. Предполагалось заменить в 1994-1995 годах белорусские рубли на российские. Но с рублевой зоной у нас ничего не вышло, и с октября 1996 года все-таки была введена национальная валюта. «Зайчиков» заменили банкноты с изображениями архитектурных сооружений страны.
Новой валюте на первых порах приходилось туго. Нацбанк исправно кредитовал правительство, денег в стране становилось все больше, и экономика не успевала обеспечивать их товарами. Это при- водило к высокой инфляции и девальвации белорусского рубля. Борясь с этими негативными явлениями, правительство вводило различные запретительные меры на валютном рынке. В итоге появилось множество наличных и безналичных курсов, расцвел черный рынок валют.
Павел Владимирович ДИК возглавил министерство в декабре 1994 года. Потомственный финансист. Родился в 1955 году. Мать, Валентина Николаевна Дик до этого работала заведующей финансовыми от- делами Ильянского, Радошковичского райисполкомов. После учебы руководила коллективами Смолевичского райфинотдела. А до ухода на пенсию, – финансовым отделом Администрации Ленинского района г.Минска. Награждена медалью «За трудовую доблесть», Почетными грамотами Минфина и горфинуправления.
Павел Дик закончил Белорусский государственный институт народного хозяйства, работал старшим ревизором, главным специалистом, начальником отдела, заместителем начальника, начальником управления госдоходов Министерства финансов. После победы Александра Лукашенко на президентских выборах правительство возглавил Михаил Чигирь. Янчук попросился в отставку. Павел Владимирович ушел из Минфина. Непродолжительное время занимался созданием трастовой компании в системе Внешэкономбанка. Затем его пригласили в Администрацию Президента и предложили воз- главить министерство.
С 1992 по 1998 годы расходы увеличились с 30,4% до 43,4%. В структуре Минфина создается Главное государственное казначейство. Его основные задачи – исполнение республиканского бюджета и управление государственными финансовыми средствами, находящимися на счетах казначейства, усиление контроля за рациональным и целевым использованием бюджетных средств. Кстати, гранты на его создание выделил Международный валютный фонд.
Образован Комитет государственных знаков (Гознак). Он начал формировать единую техническую политику по изготовлению бланков ценных бумаг и документов с определенной степенью защиты, по созданию научной и производственной базы, обеспечению хранения образцов защищенных бумаг и специальных материалов. В систему Гознака вошли НТПП «Криптотех», Борисовская бумажная и Минская печатная фабрики.
Создан Комитет по драгоценным металлам. Он занимается созданием запасов драгметаллов и драгкамней, координирует работу по поиску, добыче, сбору, переработке и обеспечению производственных, научных и социально-культурных потребностей республики в драгоценных металлах и камнях.
Госстрахнадзор при Минфине преобразован в Комитет по надзору за страховой деятельностью (Комстрахнадзор). В декабре 1997 года Павел Владимирович Дик ушел в отставку. Министерство финансов возглавил Николай Петрович Корбут.

Материалы взяты из рубрики “История финансовой системы Беларуси» на сайте Министерства финансов Республики Беларусь  



Комментариев нет:

Отправить комментарий