Рекомендации родителям

Почему возникла необходимость финансового воспитания детей?

Ребенку до 4-5 лет довольно трудно втолковать понятие «дорогая игрушка» или «такую же можно купить дешевле в другом магазине». Бывает, что маленькие транжиры не просто просят, а требуют купить. Не ругайте своего ребенка – это нормально. Представления о «цене» денег он усвоит лишь к 8-9 годам.
Ребенок учится манипулировать людьми, когда родители в силу своей занятости не могут уделить ребенку достаточно времени и откупаются дорогими игрушками. А если не могут купить, дети добиваются своего слезами и истериками. Они очень быстро понимают, что это помогает им вить из родителей веревки.
Говорить ребенку твердое «нет!» нужно. Но желательно спокойно при этом объяснять причину отказа. Самое главное: никогда не говорите ребенку, что денег нет, если вы тратите их при нем же на ненужные мелочи. Началась истерика – просто уйдите из магазина. И по дороге объясните малышу, почему вы не можете купить ему то, что он хочет, именно сейчас. Поверьте, 5-6 летний малыш способен если не принять, то хотя бы смириться с этим фактом.

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЬНИКОВ

Конфликт «деньги и дети» часто возникает в семьях, где взрослым самим нужно научиться разумным тратам. Так, получив зарплату, мама и папа тратятся на полную катушку, а через две недели остаются вообще без денег и не могут приобрести то, что необходимо. Приходится одалживать. Расточительный ребенок – зеркальное отражение финансово неграмотных родителей.
Влияние на развитие экономических представлений ребенка оказывает только личный опыт обращения с деньгами, а никак не интеллект, возраст или материальное положение семьи.
Финансовое мировоззрение с раннего возраста
Для этого необходимо давать детям поручения. Они, кстати, будут и проявлением родительского внимания. Пусть малыш ежедневно помогает вам. Мальчика попросите принести табуретку, помочь забить гвоздь, включить компьютер или выключить свет в другой комнате. Девочка (да и мальчик тоже) могут помогать на кухне: сервировать стол, вытереть и расставить вымытую посуду. Но помните: никогда не ругайте ребенка, если он что-то сделал не так. Ведь он хотел помочь. Не уставайте хвалить малыша.
Обращение с деньгами
Так или иначе, ребенок слышит о деньгах и видит их. Под вашим присмотром разрешайте ему самостоятельно расплачиваться за покупки. Заходя в магазин за хлебом, поручите ему ответственное дело. Дайте деньги, расскажите, что нужно встать в очередь, затем отдать тете денежку и сказать, какой хлеб нужен. Это не обязательно делать ежедневно, но раз-два в месяц можно. Это даст ребенку представление о денежном обороте. 
Через определенное время дайте ему столько денег, чтобы малыш получил сдачу. Объясните, почему в прошлый раз сдачи не было, а сегодня есть. Задания усложняйте постепенно, чтобы интерес не пропал. Так вы постепенно приучите ребенка к самостоятельности.

РОДИТЕЛЯМ ШКОЛЬНИКОВ

Если вы идете с ребенком приобретать школьные принадлежности или подарки к празднику, не забывайте делиться с ним своими соображениями по поводу качества товаров и цен на них. А чтобы воспитать чувство экономии, можно в супермаркете организовать с ним игру «Поиск сокровища». Предложите найти аналогичный товар по минимальной цене.
Карманные деньги и расчеты расходов
6-8 летнему ребенку можно давать карманные деньги. Лучше делать это раз в неделю. Определите небольшую сумму, которую ребенок будет получать, например, по субботам. При этом будьте готовы к тому, что свои первые деньги сын или дочь потратят на безделушки, конфеты или жвачки. Не препятствуйте. И ни в коем случае не давайте деньги до следующей субботы. Со временем ребенок поймет, что эти деньги можно не тратить, а придержать, чтобы купить себе желаемое.
Не забывайте при этом, что карманные деньги – это не поощрение ребенка за какие-то достижения, а часть его финансового воспитания. Недопустимо дать деньги, а после отобрать их, придумав благовидный предлог. Выдаваемая сумма зависит от возраста ребенка и финансового положения семьи.
В некоторых семьях бывает мало свободных денег, поэтому карманные деньги для школьника кажутся родителям расточительством. Если это ваш случай, лучше давать ребенку символическую сумму, чем не давать ничего. Помните, что даже небольшие деньги дадут учащемуся 1-2 класса ощущение самостоятельности.
Помните ещё вот о чем: независимые доходы ребенка должны принадлежать ему лично и никак не сказываться на постоянных доходах ребенка (его карманных деньгах). Если это денежный подарок кого-нибудь из родных или стипендия, ребенок должен тратить их по своему усмотрению. Взрослым можно лишь предложить ребенку совершить ту или иную покупку, но ни в коем случае не давить на него.
Многие родители платят детям за хорошие отметки или помощь по дому. Психологи категорически не рекомендуют это делать. Помощь по дому уставшей маме подменяется стремлением заработать. Для мотивации помощи по дому или хороших оценок используйте нематериальные стимулы. Ведь все члены семьи что-то делают по дому и заботятся друг о друге, и ребенок тоже должен это делать. Но трудоемкая деятельность (помощь папе на работе, мытье машины, другие дела, на которые у родителей не хватает времени) должны оплачиваться – зачем обрекать ребенка на рабочий альтруизм? Пусть он получит символическую оплату. Например, оставит себе сдачу после похода в магазин.
Планируйте семейный бюджет вместе с ребенком
Дети должны знать, каким образом и для чего деньги приходят в семью, как правильно тратить их и зачем нужно откладывать часть дохода на будущее.
Рассказывайте ребенку, как и за что родители получают деньги – он должен знать, за что платят вам зарплату. Дети часто становятся расточительными, поскольку не знают, откуда берутся в семье деньги, что родителям приходится работать, и часто эта работа бывает очень тяжелой. Первый признак финансовой неграмотности ребенка – то, что он не знает, где и кем работают родители и за что они получают деньги.
Детей следует вовлекать в обсуждение бюджета вашей семьи и планирование трат. Расскажите о необходимости оплаты коммунальных услуг и объясните, что каждая семья должна иметь деньги на непредвиденные расходы.
Демонстрируйте детям финансовую грамотность на собственном примере. Осмотрительно планируйте траты, разумно копите деньги.
Путь к финансовой независимости
Ребенку следует объяснить, что деньги выполняют функцию обмена. Вы делитесь с другими своими знаниями, умениями и получаете за это деньги. Вместе подумайте, как ребенок в будущем сможет превратить свои таланты в деньги, какие знания и умения могут привести его к финансовой независимости.
Американский психолог Говард Гарднер выделил семь талантов:
·  вербально-лингвистический – способность читать и писать. Это люди, которые собирают информацию и делятся ею с другими (юристы, журналисты, писатели);
·  пространственный талант присущ творческим людям (художники, поэты, архитекторы, дизайнеры и др.);
·  физический талант – это способности спортсменов и танцоров, людей, которым нравится физическая работа, изготовление вещей;
·  цифровой талант относится к данным, которые измеряются в цифрах (инженеры, программисты, математики);
·  личностный талант отвечает за установки, которые дает себе человек, определяя лично для себя, быть ему богатым или бедным;
·  межличностный талант присущ людям, которым легко дается общение с другими людьми (политикам, проповедникам, продюсерам, актерам, продавцам, учителям, ораторам);
·  талант, связанный с окружающей средой  присущ людям, которым нравится иметь дело с животными, растениями, землей, океаном.
Определив таланты и устремления своего ребенка, не жалейте сил и средств на то, чтобы развивать их – ведь это в конечном итоге приведет его к финансовой независимости.


Комментариев нет:

Отправить комментарий