«Предателей и шпионов – к расстрелу!»
Подобными заголовками пестрели
тогда газеты. Судебные процессы беспрерывно шли во всех регионах. Слов нет,
перегибы в работе финансовых органов случались, но они несоразмерны с мерами
наказания. Судебные «тройки» не принимали в расчет объяснения виновных, мол,
ошибки допущены при выполнении строгих директив партии и правительства по сбору
налогов и недоимки. В случае невыполнения этих директив применялись другие
статьи уголовного кодекса – саботаж, вредительство… И, опять же, в результате
расстрел, ссылка...
15 мая
1931 года секретариат ЦК КП(б)Б принял постановление «Об укреплении
кадров финансовой системы». Оно было вызвано недостатком финансистов. В то же
время райкомы партии самолично решали их судьбы – «перебрасывали на иную
работу, проведение кампаний, не связанных с выполнением финансовых планов».
Были созданы «бригады по назначению и замене финработников». По итогам работы
они представляли списки кадров
и краткие характеристики на них.
Партийным органам на местах
запрещалось без согласия с НКФ «перебрасывать финработников на исполнение
других обязанностей». Намечались также меры по улучшению деятельности учебных
заведений и курсов. Следует заметить, что перегибы на местах работники
Наркомфина пытались как-то
сдерживать, призывали к порядку наиболее ретивых коллег.
В 30-е годы Наркомат финансов возглавляли Александр Хацкевич, Иван
Куделько, Иван Степанов. Александра ХАЦКЕВИЧА,
руководившего Наркоматом в 1931-1935 гг.,
некоторые исследователи причисляют к реформаторам. Под его руководством
осуществлена первая попытка составления единого финансового плана БССР на 1931-1932 гг. В этот период коммерческий кредит
заменен прямым, целевым, срочным банковским кредитом. Таким образом,
хозрасчетные предприятия были поставлены под непосредственный контроль рублем,
их кредитование производилось в объемах плановых заданий, а частный капитал
лишался бюджетного финансирования.
Налоговая реформа кардинально
изменила источники доходов бюджетной системы. Вместо множества ранее
существовавших платежей, часть которых закреплялась за республиканской и местной
казной, вводилось два налога – с оборота, который включался в стоимость товара
за пределами оптовой цены предприятия, и с прибыли. Произошла унификация
взаимоотношений субъектов хозяйствования с бюджетом. Причем в отличие от налога
с оборота величина прибыли зависела и от объема реализации, и от ее
себестоимости.
Политика сплошной
коллективизации вызвала процесс формирования самостоятельных систем
налогообложения колхозов и индивидуальных крестьянских хозяйств. Так, с доходов
колхозников в обобществленном секторе налоги не взимались, а при
налогообложении прибыли от приусадебного хозяйства сельчане получали
значительные льготы. Колхозы также платили мизерные налоги. В то же время резко
отличалось налогообложение так называемых трудовых индивидуальных крестьянских
и кулацких хозяйств. Достаточно сказать, что уже в 1931
г. налог на хозяйство колхозника составлял всего 5,7 руб., трудового
единоличника – 35,2 руб., а кулака – 437 руб. Получается, что последний должен
был вносить в бюджет примерно в 80 раз больше, чем обычный колхозник. И это –
тоже время руководства Александра Хацкевича.
Александр
Исаакович родился в Борисовском районе, закончил школу, участвовал в
Первой мировой войне. В 20-е
годы – председатель Могилевского окрисполкома, нарком внутренних дел, секретарь ЦИК БССР. В 1937 году репрессирован.
Трагическая участь постигла и Ивана Фадеевича КУДЕЛЬКО. Родился в Руденском районе,
после смерти родителей батрачил, был пастушком. Получил двухклассное
образование, закончил один курс Свердловского университета. С 1923 года – на руководящих должностях в партийных и
советских органах республики. В апреле 1935 года
назначен наркомом финансов. Это время пика борьбы с «врагами народа».
Естественно, НКФ не стоит в
стороне. За год в сельсоветах, горсоветах, хозяйственных организациях проведено
4250 ревизий. Выявлены перерасходы по выплате зарплаты, командировочных,
административным затратам, недочисление налогов в бюджет, недоосвоение
выделенных средств и т.д. Для укрепления налоговой дисциплины вводятся новая
должность – заместитель председателя сельсовета по финансам, а также
ведомственный контроль.
7
ноября 1937 года исполняющим обязанности наркома финансов назначили Ивана СТЕПАНОВА. С 28 июля
1938 года его утвердили в должности наркома. Иван Захарович родился в
Витебской губернии в семье крестьянина-бедняка. Работал председателем сельсовета, заведующим райфо
Суражского и Любанского районов. Окончил Ленинградскую финансовую академию.
Первый нарком, имевший специальное высшее образование.
В конце 30-х годов НКФ пересмотрел цены на
нерентабельную продукцию с целью усиления взаимосвязи финплана с основной
производственной деятельностью конкретного предприятия. Были изменены нормативы
незавершенного строительства, поскольку стахановское движение во многом изменило
технологию производства и ускорило оборачиваемость материальных фондов. Иван
Степанов сыграл заметную роль в формировании финансовой системы в Западной
Белоруссии, воссоединенной в сентябре 1939 г. с
БССР. Пришлось кардинально изменять госбюджет БССР на 1940 г.
Согласно архивным материалам, в 1937 году, всего несколько недель, наркомат финансов
возглавлял Емельян Филиппович ЖУКОВИЧ. Подробных
данных о его работе на этом посту отыскать не удалось. В 30-х годах финансисты, конечно же, занимались
не только поиском врагов, доносами, выяснением личных отношений. Во главу угла
они ставили решение непосредственных задач: пополнение доходной части бюджетов,
экономное и рациональное расходование государственных средств, упорядочение
структуры финансовых органов, совершенствование системы платежей предприятий в
бюджет. Единые ставки налога с оборота были заменены нетоварными ставками,
централизованный порядок расчетов с бюджетом, крайне затруднявший взимание платежей
в местные бюджеты, заменен децентрализованным порядком расчетов по налогу с
оборота, максимальный размер отчислений от прибыли заменен дифференцированным
процентом изъятия прибыли в бюджет в размере 10%, отчисления определялись не от
плановой, а от фактической прибыли. Рост доходов в народном хозяйстве и
совершенствование финансовых отношений позволили значительно увеличить
мобилизацию ресурсов.
Доходы госбюджета с 1930 по 1940 гг. выросли в 12,7 раза и составили
перед началом Великой Отечественной войны 2,294 млн. руб. Это позволило
профинансировать растущие затраты на развитие экономики и социально-культурные мероприятия. В основу
улучшения структуры Наркомфина был положен производственно-отраслевой принцип. Вместо управлений и
отделов созданы секторы контроля, сводно-плановый, научно-экономический,
промышленности и товарооборота, сельского хозяйства, культуры, массовых
платежей, массовой работы и мобилизации средств, кадров, спецсектор и
секретариат.
В 1935
году секторы переименованы в отделы и создана комиссия для контроля за
соблюдением установленных штатов. В 1937 году
отделы реорганизуются в управления. В 1939 году
создана Главная бухгалтерия по учету выполнения республиканского и местных
бюджетов. В соответствии с новым административно-территориальным делением в этот период изменена система местных
финорганов. Созданы финансовые отделы областных, районных и городских
исполнительных комитетов.
В июне
1941 года в связи с немецко-фашистской
оккупацией Белоруссии Наркомат финансов прекратил свою деятельность.
Материалы взяты из рубрики “История финансовой системы Беларуси» на сайте Министерства финансов Республики Беларусь
Материалы взяты из рубрики “История финансовой системы Беларуси» на сайте Министерства финансов Республики Беларусь
Выражаю гигантскую признательность компании займ под птс за консультацию. В МФО быстро получила подходящую сумму. Деньги мигом. Спасибо.
ОтветитьУдалить