1928-1941

 «Предателей и шпионов – к расстрелу!» Подобными заголовками пестрели тогда газеты. Судебные процессы беспрерывно шли во всех регионах. Слов нет, перегибы в работе финансовых органов случались, но они несоразмерны с мерами наказания. Судебные «тройки» не принимали в расчет объяснения виновных, мол, ошибки допущены при выполнении строгих директив партии и правительства по сбору налогов и недоимки. В случае невыполнения этих директив применялись другие статьи уголовного кодекса – саботаж, вредительство… И, опять же, в результате расстрел, ссылка...
15 мая 1931 года секретариат ЦК КП(б)Б принял постановление «Об укреплении кадров финансовой системы». Оно было вызвано недостатком финансистов. В то же время райкомы партии самолично решали их судьбы – «перебрасывали на иную работу, проведение кампаний, не связанных с выполнением финансовых планов». Были созданы «бригады по назначению и замене финработников». По итогам работы они представляли списки кадров и краткие характеристики на них.
Партийным органам на местах запрещалось без согласия с НКФ «перебрасывать финработников на исполнение других обязанностей». Намечались также меры по улучшению деятельности учебных заведений и курсов. Следует заметить, что перегибы на местах работники Наркомфина пытались как-то сдерживать, призывали к порядку наиболее ретивых коллег.
В 30-е годы Наркомат финансов возглавляли Александр Хацкевич, Иван Куделько, Иван Степанов. Александра ХАЦКЕВИЧА, руководившего Наркоматом в 1931-1935 гг., некоторые исследователи причисляют к реформаторам. Под его руководством осуществлена первая попытка составления единого финансового плана БССР на 1931-1932 гг. В этот период коммерческий кредит заменен прямым, целевым, срочным банковским кредитом. Таким образом, хозрасчетные предприятия были поставлены под непосредственный контроль рублем, их кредитование производилось в объемах плановых заданий, а частный капитал лишался бюджетного финансирования.
Налоговая реформа кардинально изменила источники доходов бюджетной системы. Вместо множества ранее существовавших платежей, часть которых закреплялась за республиканской и местной казной, вводилось два налога – с оборота, который включался в стоимость товара за пределами оптовой цены предприятия, и с прибыли. Произошла унификация взаимоотношений субъектов хозяйствования с бюджетом. Причем в отличие от налога с оборота величина прибыли зависела и от объема реализации, и от ее себестоимости.
Политика сплошной коллективизации вызвала процесс формирования самостоятельных систем налогообложения колхозов и индивидуальных крестьянских хозяйств. Так, с доходов колхозников в обобществленном секторе налоги не взимались, а при налогообложении прибыли от приусадебного хозяйства сельчане получали значительные льготы. Колхозы также платили мизерные налоги. В то же время резко отличалось налогообложение так называемых трудовых индивидуальных крестьянских и кулацких хозяйств. Достаточно сказать, что уже в 1931 г. налог на хозяйство колхозника составлял всего 5,7 руб., трудового единоличника – 35,2 руб., а кулака – 437 руб. Получается, что последний должен был вносить в бюджет примерно в 80 раз больше, чем обычный колхозник. И это – тоже время руководства Александра Хацкевича.
Александр Исаакович родился в Борисовском районе, закончил школу, участвовал в Первой мировой войне. В 20-е годы – председатель Могилевского окрисполкома, нарком внутренних дел, секретарь ЦИК БССР. В 1937 году репрессирован.
Трагическая участь постигла и Ивана Фадеевича КУДЕЛЬКО. Родился в Руденском районе, после смерти родителей батрачил, был пастушком. Получил двухклассное образование, закончил один курс Свердловского университета. С 1923 года – на руководящих должностях в партийных и советских органах республики. В апреле 1935 года назначен наркомом финансов. Это время пика борьбы с «врагами народа».
Естественно, НКФ не стоит в стороне. За год в сельсоветах, горсоветах, хозяйственных организациях проведено 4250 ревизий. Выявлены перерасходы по выплате зарплаты, командировочных, административным затратам, недочисление налогов в бюджет, недоосвоение выделенных средств и т.д. Для укрепления налоговой дисциплины вводятся новая должность – заместитель председателя сельсовета по финансам, а также ведомственный контроль.
7 ноября 1937 года исполняющим обязанности наркома финансов назначили Ивана СТЕПАНОВА. С 28 июля 1938 года его утвердили в должности наркома. Иван Захарович родился в Витебской губернии в семье крестьянина-бедняка. Работал председателем сельсовета, заведующим райфо Суражского и Любанского районов. Окончил Ленинградскую финансовую академию. Первый нарком, имевший специальное высшее образование.
В конце 30-х годов НКФ пересмотрел цены на нерентабельную продукцию с целью усиления взаимосвязи финплана с основной производственной деятельностью конкретного предприятия. Были изменены нормативы незавершенного строительства, поскольку стахановское движение во многом изменило технологию производства и ускорило оборачиваемость материальных фондов. Иван Степанов сыграл заметную роль в формировании финансовой системы в Западной Белоруссии, воссоединенной в сентябре 1939 г. с БССР. Пришлось кардинально изменять госбюджет БССР на 1940 г.
Согласно архивным материалам, в 1937 году, всего несколько недель, наркомат финансов возглавлял Емельян Филиппович ЖУКОВИЧ. Подробных данных о его работе на этом посту отыскать не удалось. В 30-х годах финансисты, конечно же, занимались не только поиском врагов, доносами, выяснением личных отношений. Во главу угла они ставили решение непосредственных задач: пополнение доходной части бюджетов, экономное и рациональное расходование государственных средств, упорядочение структуры финансовых органов, совершенствование системы платежей предприятий в бюджет. Единые ставки налога с оборота были заменены нетоварными ставками, централизованный порядок расчетов с бюджетом, крайне затруднявший взимание платежей в местные бюджеты, заменен децентрализованным порядком расчетов по налогу с оборота, максимальный размер отчислений от прибыли заменен дифференцированным процентом изъятия прибыли в бюджет в размере 10%, отчисления определялись не от плановой, а от фактической прибыли. Рост доходов в народном хозяйстве и совершенствование финансовых отношений позволили значительно увеличить мобилизацию ресурсов.
Доходы госбюджета с 1930 по 1940 гг. выросли в 12,7 раза и составили перед началом Великой Отечественной войны 2,294 млн. руб. Это позволило профинансировать растущие затраты на развитие экономики и социально-культурные мероприятия. В основу улучшения структуры Наркомфина был положен производственно-отраслевой принцип. Вместо управлений и отделов созданы секторы контроля, сводно-плановый, научно-экономический, промышленности и товарооборота, сельского хозяйства, культуры, массовых платежей, массовой работы и мобилизации средств, кадров, спецсектор и секретариат.
В 1935 году секторы переименованы в отделы и создана комиссия для контроля за соблюдением установленных штатов. В 1937 году отделы реорганизуются в управления. В 1939 году создана Главная бухгалтерия по учету выполнения республиканского и местных бюджетов. В соответствии с новым административно-территориальным делением в этот период изменена система местных финорганов. Созданы финансовые отделы областных, районных и городских исполнительных комитетов.
В июне 1941 года в связи с немецко-фашистской оккупацией Белоруссии Наркомат финансов прекратил свою деятельность.

Материалы взяты из рубрики “История финансовой системы Беларуси» на сайте Министерства финансов Республики Беларусь  

1 комментарий:

  1. Выражаю гигантскую признательность компании займ под птс за консультацию. В МФО быстро получила подходящую сумму. Деньги мигом. Спасибо.

    ОтветитьУдалить